«Перекрёстки», Джонатан Франзен
Роскошная книга, ребят! Точный ироничный, слегка рубленый язык, мягкий юмор, дышащие герои, густой горячий психологизм, остывающий в философию. И тоже — густую. Человек в семье, человек в мире, человек внутри человека. Долг, честь, красота, любовь, обиды ожиданий, неуместные озарения... Всё здесь есть. И всё, кажется, прекрасно.
«Установлено: доброта — обратная функция разума. Первый оратор, доказывающий это утверждение: Перри Хильдебрандт, средняя школа Нью-Проспекта. [а через сотню страниц☺ Установлено: всеобъемлющая порочность дарует власть. (он же)»
Роман интересен и на фабульно-бытовом уровне, и на уровне эмоций — но таких книг много. Франзен же даёт больше. Во-первых, форма. Книга поделена на две части. Первая — бóльшая по размеру — «Адвент» (время предрождественского поста и исповеди). Здесь описан один-единственный день, в котором каждый герой рефлексирует над собой, семьёй и миром. Исповедуется. Приходит к черте, где уже необходимо что-то менять. «Ждёт рождения новой жизни»... А вот вторая — «Пасха» — это новая жизнь и есть. Герои очертя голову бросаются каждый за своей любовью и рефлексируют уже не о прошлом, но о новых ощущениях. Градус эмоций растёт, философия становится красноречивей. Куда-то пропадает время, где-то в ненужности тает прошлое. Каждый (в книге подчёркнуто) проходит через смерть в том или ином аспекте; каждый воскресает. Показано это мастерски.
Но Франзен даёт ещё больше. Смотрите: роман заявлен как открывающий трилогию «Ключ ко всем мифологиям» — ни много ни мало. И ключ там есть!
Чего стоит, скажем, развёрнутая беседа Марион с психоаналитиком Софией! Она хороша и сама по себе, можно читать и наслаждаться, не питая, так сказать, аллюзий. Но если питать... Тогда перед нами встреча Софии и Марии: одна, согласно гностикам, родила демиурга, злого творца материального мира, сын другой осветил (освятил?) этот мир любовью. Текст сразу же получает какое-то дополнительное измерение. Мир, кажется, тоже.
А Фрэнсис! Кто читал и помнит эту героиню, знает, как расцветает её образ, если наложить на него фигуру-тёзку — Франциска из Ассизи...
Таких коннотаций здесь будет много, не стану портить удовольствие от находок. А стоит присмотреться к фамилии семейства — становится ещё милей: Хильдебрандт — букв. «воюющий мечом». И каждый рвётся в свой собственный бой. На свои же мельницы. Но стоп! без спойлеров — так без спойлеров.
Тут будет много разнообразнейших рефлексий на тему религии — и, надо сказать, подчас в неожиданных ракурсах. Недаром же центральный герой — пастор и отец семейства. Герои будут методично ломать голову, как же правильно служить созданному ими (по собственному подобию) Богу... А ещё тут будет нежно улыбающаяся жизнь — настоящий Бог, которого побоятся замечать. Бог — служащий каждому человеку
😉