Это, наверное, правильно и хорошо, и во всяком случае неизбежно — что всякий путь самопознания лежит через падение в глубину мрака. Всякий миг, когда мы пытаемся себя осознать, мы обнаруживаем, что находимся в расщелине между «добрым прошлым» и «светлым будущим». Причём «мы» здесь — это и я сам, и моё поколение, и моя эпоха, и мой народ, и мой социальный сгусток... Любое вычленяемое «я». И время для меня тоже — гнетущая энтропийная тягучесть, тогда как прошлое и будущее видятся обрывами скал, неподвижно уходящих в вечность.
Именно поэтому «сегодняшний я» ужасающе не похож на того, кем когда-то был, кем обещал стать, к какому образу приноравливался. Прошлое и будущее благоразумно стоят в области мета-жизни, мифа, в безвременном и беспричинном аспекте бытия, а вот я нынешний неизбежно в яме. Неизбежно — в силу уже того, что отрезаю себя от жизни сравнениями с этой самой жизнью. Мета-жизнью, принадлежащей неоцениваемому и несравнимому. Скалам.
Отсюда... При таком взгляде становится очевидно, как отсюда берётся всё, что обманывает и отравляет: страхи, ожидания, обиды, желания — то есть разные стадии одного и того же промаха — суждения.
Струна суждения, как мы помним, натянута между двумя колками — Каином и Каиафой. Оба вынесли смертный приговор брату «во установление мира». Оба принесли в жертву человека «ради остального человечества». Оба с наглядностью показали, как осознанные попытки спасти мир через установление справедливости погружают его в яму, где он начинает действительно нуждаться в спасении
😉