«Я человек больной… Я злой человек. Непривлекательный я человек», — так начинается монолог Человека из подполья. Точнее, исповедь. Ещё точнее: самодиагноз. Совсем в яблочко — характеристика иллюзорной оболочки «я». А давай-ка мы с тобой продолжим? А что, справимся. Принятая нами священная свобода от морали, да ещё и с остротой зрения, какую она принесла, вполне добавит штрихов.
Во-первых, мы помним, насколько были неуклюжи и обидчивы, пока держались за это любимо-призрачное «я»; во-вторых, поднимаясь нет-нет к поверхности рациональных смыслов, мы и сейчас втискиваемся в неюркий скафандр. Конечно, играть с миром нагишом и открытыми картами куда естественней и приятней, но уж больно привычна старая дерюга с мутным зеркалом перед глазами... Ладно, айда.
«Я» — оболочка, которой мы пробуем защититься от... от людей, получается, да? — от кого ещё? От жизни. От всего нового и непредсказуемого. Защита привычки.
«Привычка свыше нам дана: замена счастию она». Хорошо сказано. Или ещё: «Посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу». И наконец — словами святого Трифона: «Судьбы же несть у нас, зане веруем, яко вся промыслом Божиим бывают...» Итак, привычка выстраивает судьбу и в то же время подменяет собою счастье. Привычка встраивает в Подполье — тоже довольно точно, по-моему.
«Я» — точка стяжения. Настолько ничтожная, что можно было бы расплющить её остриём гвоздя. Но скольких же мы пустили плясать на крохотном кончике!
Представив себя как некую своеособую личность, мы с детства обмазывали её остывшими останками (тогда они казались чем-то даже необходимым, да?) На эту личность налипали «свойства характера», повадки, убеждения, мнения. Мнения наши, мнения о нас, мнения, которые мы б хотели, чтобы о нас были. И оценки, оценки, оценки... Мы оценивали себя в приложении к другим, строили прогнозы и планы, мы оценивали других в приложении к себе, наконец мы смяли других в одну массу — и с этой секунды безотчётно оценивали «мир» и «Бога». Помнишь?
Как в чёрную дыру, стягивали мы знания и смыслы — совершенно не помня, что запросто подменили знания набором понравившейся информации, а смыслы подобрали те, с какими готовы ужиться, не прикладывая усилий. Как в чёрную дыру, стягивали мы людей вокруг себя — высасывая из них только понравившееся и «уживаемое».
Что же способна выпустить чёрная дыра? Вот-вот, и я о том же. Ничего настоящего. Взамен, мы выдували пузыри желаний — таких же иллюзорных, как и сама дыра. Мы верили в них — и верили настолько, что у нас стали нарывать «потребности». Те в свою очередь вызвали зуд ожиданий, запущенный зуд осложнился обидой. Обида разбухла до ненависти, зависимость от ненависти потребовала оснований для презрения... И всё оттого, что в лавке не было гвоздя!
«Я» — специализация. Своего рода. О ней хорошо у Тейяра-де-Шардена: «Гепарду дана скорость, — пишет он, — буйволу клыки, собаке нюх, нетопырю ультразвук. И все животные являются заложниками своей специализации: им уже некуда расти. Человеку же никаких готовых инструментов не дано, ребёнком он даже выжить самостоятельно не может. Однако он способен технически воплощать умения животных, а также выяснять безграничные свои — подаренные разумом и духом». В такой же экзистенциальный тупик приводило нас и наше «я», помнишь? Я делался заложником придуманной «личности», становился всем посторонним, буквально жуком, меня нестерпимо мучила тошнота за закрытыми дверями подполья...
В самом деле, людей не обманешь. Никому по-настоящему нет дела до наших мнений, желаний, ожиданий, боли и прочей вымышленной ерунды. До света, который мы транслируем, — есть. До тепла — есть. До творчества (в самом широком смысле), трогающего людские души...
И мы с тобой — посмотри, как широко и вольно мы задышали, как только повыбрасывали наши «личности»! Ты не цепляешься хвостом за крючья вчерашних ожиданий, ты не нуждаешься в подтверждении правоты, тебе не нужно даже, чтобы тебя ценили. Тем более — оценивали. Тем ещё более — ждали привычных действий.
Характер? Нет у тебя никакого «скафандрового» характера. Можешь играть свободно и на полную. Зане верь, что называется. Можешь являть любой «характер», любую харизму. И игра твоя не выглядит актёрской — она в любой «роли» естественна и честна.
Ты перестал перебирать чётки понравившихся смыслов, отказавшись от смыслов вообще... — и тут всё получило стройную систему. Ты отбросил натугу видеть лишь то, с чем можешь ужиться, — и живым сделалось всё! Дышащим в такт и дарящим жизнь всему. Ты перестал дробить мир на оценки, ты выплюнул яблоко добра и зла — и мир перестал быть подпольем. Теперь он снова рай.
Ты больше не делаешь того, «что нужно». Ты делаешь то, что нужно. Играючи и не замечая.
Ты забыл, кем был. Забыл желания, ожидания, мнения и даже собственное имя. Ты получил новое — на белом камне. Которого, впрочем, тоже не знаешь...
И не надо
😉