Вот о чём думаю, друзья. Мы недавно говорили, что так называемый «путь героя», говоря языком Проппа и Кэмпбелла, начинается с троих мужчин, идёт через три женские персоналии и в конце концов подходит к Троице — где понятие пола уже растворено и неприменимо. И кажется, всё стройно: низменные мужские проявления ума и тела сменяются полнотой души и наконец обретают жизнь в духе. Мы имеем ту же 9-составную матрицу 3*3 — какая повторена в ангельской иерархии и структуре души — как её видели в античности и Средневековье. Здесь сам человек оказывается десятым членом, и так достигается полнота.
Попутная мысль: на стыках соседних троиц человек выступает седьмым — и центральным — элементом среди ещё шести. Это выражено как в структуре хиастики (раввины говорят, что суббота — срединный день сакральной недели), так и, например, в повторяющихся схемах Бардо Тхёдол, где человек неизменно оказывается в окружении шестёрок божеств.
Но вот нюанс: на первом уровне мужчин то и дело оказывается четверо! И эта символика настойчиво тиражируется из века в век. Давайте приглядимся:
- 4 евангелиста;
- 3 мужа у дубравы Мамре + Авраам;
- трое волхвов (в древней традиции их было четверо);
- трое сыновей Ноя — прародителей народов (в древней традиции их было четверо);
- четверо приговорённых (4-й — Варавва);
- 4 всадника Апокалипсиса...
Интересный момент в 17-й главе у Матфея:
1. По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
2. и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
3. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
Смотрите, здесь, на пути преображения, «рамка» будто постоянно выхватывает четверых: сначала это Иисус, Пётр, Иаков, Иоанн («земные мужи»); затем — Иисус, Моисей, Илия и Пётр (мужи небесные + Пётр-свидетель); наконец глас Отца, называющий человека — Сыном. И это, как заявлено в первом же стихе, — вершина семи дней творения.
...далее — новейшие репликации:
- 4 президента США на горе Рашмор;
- 4 генерала армии конфедератов («южный ответ Рашмору»);
- 4 отца коммунизма: Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин (или Мао);
- The Beatles;
- 4 всадника на Аничковом мосту;
- наконец, даже 4 черепашки-нинзя (символика «для детей» выдерживается особенно тщательно)...
Что это? Почему мужчин именно четверо? И почему там, где тексты подробно толкуются, эту четвёрку насильственно обрезают до троих? А вот там, где скорее всего не заметят, выставляют в полном составе?
У меня есть пока гадательные соображения на этот счёт, но хочу спросить вас, друзья: что чувствуете? есть догадки?
Спасибо!